Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт)

Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт)

г. Якутск

Год основания: 1993 Число студентов: 213

Адрес: 677013, Республика Саха (Якутия), Якутск, Покровский тракт д. 16 км Показать на карте

Сайт: www.vschoolmus.ru E-mail: vshkolamus@mail.ru

Поделиться:

Рейтинги вузов

Глобальный сводный рейтинг лучших учебных заведений России

Лучшие программы вузов

Самые востребованные учебные программы

Подбор по профессии

Мы определим, какая профессия подойдет под ваши таланты

Образовательно-профессиональная программа начального образования специалистов в ВШМ РС(Я) (основная специальная музыкальная школа)~ 1. Класс исполнительского мастерства (специальный инструмент) 2. Дополнительный инструмент (по выбору) 3. Ансамбль. 4. Оркестр. 5. Концертмейстерский класс (для пианистов) 6. Сольфеджио 7. Хор 8. Теория музыки 9. Слушание музыки и музыкальная литература 10. Музыка народов Саха Сирэ 11. Сценическое действие, ритмика и танец 12. Изобразительно-художественный класс 13. Музыкальное творчество (импровизация, композиция, аранжировка). 14. Литература 15. Литература Саха Сирэ 16. Мифология 17. Русский язык 18. Якутский язык 19. Английский язык 20. Родной язык (для представителей малочисленных пародов Севера). Образовательно-профессиональные программы по социально-экономическим* естественно-научным дисциплинам построены соответственно аналогичным программам: Средних специальных музыкальных школ с коррективами, отвечающими концепции национальной школы Республики Саха. Образовательно-профессиональная программа среднего образования специалистов в ВШМ РС (Я) (средняя специальная музыкальная школа) 1. Класс исполнительского мастерства (специальный инструмент) 2. Дополнительный инструмент Ансамбль Оркестр Концертмейстерский класс (для пианистов) Сольфеджио Хор Гармония Полифония Анализ музыкальных произведений Музыкальная литература Народное творчество Музыка звукового дизайна Танец и сценическое движение Изобразительное искусство Литература (отечественная и мировая) Саха Сирэ Русская словесность Якутская словесность Языки народов Северной Азии Английский Язык Факультатив по дополнительному языку Образовательно-профессиональные программы по социально-экономическим и естественно-научным дисциплинам построены соответственно аналогичным программам средних специальных музыкальных школ с коррективами, отвечающими концепции национальной школы Республики Саха. Образовательно-профессиональная программа базового высшего музыкального образования (по специальному и гуманитарному циклам) 1. Класс исполнительского мастерства (специальный инструмент) 2. Дополнительный инструмент 3. Ансамбль 4. Оркестр 5. Концертмейстерство (для пианистов) 6. Сольфеджио 7. Типология звуковых систем (монодия, гетерофония, полифония, гармония, додекафония и др.) 8. История европейской музыки 9. История русской музыки 10. Музыкальные культуры народов Северной Азии 11. Хор 12. Танец и сценическое движение 13. Истории русской литературы 14. История мировой литературы 15. Литература стран Азии 16. История изобразительного искусства 17.История театра 18.Информатика 19.Английский язык 20.Дополнительный иностранный язык Образовательно-профессиональные программы ВШМ по социально - экономическому и естественно-научным циклам соответствуют Госстандарту, утвержденному Комитетом высшей школы РФ. Этот исходный шаг - создание, согласно Указа Президента Республики Саха (Якутия), на базе "канадской деревни", построенной на 16 км Покровского тракта, Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия). Высшая школа музыки как центр системы музыкального образования Саха Сирэ Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (далее сокращенно: ВШМ РС(Я)) -- альтернативное учебное заведение многоуровневого типа, объединяющее, согласно современным тенденциям в высшем образовании России, пять уровней специальной подготовки музыкантов - начальный, средний, дна высших и наивысший (так называемая Ме15Сег8сЬи1е -- высшая школа мастерства). ВШМ РС(Я) - это специализированное учебное заведение нового типа, которое готовит музыкантов, вполне отвечающих критериям высших достижений современного музыкально-исполнительского искусства. Это — школа виртуозов, способных участвовать в престижных российских и международных музыкальных конкурсах, вести широкую концертную деятельность в республике и за ее пределами. Это — кузница высококвалифицированных кадров для музыкальных театров, оркестров, концертных организаций республики и других регионов Северной Азии. Это - полноценная база развития творческих способностей и самоопределения будущих композиторов, дирижеров, музыковедов (в том числе исследователей национального фольклора), получивших с детства разностороннюю профессиональную подготовку на уровне самых высоких требований. Это - возможность воспитания для музыкальных школ республики музыкантов-педагогов поною поколения, сочетающих истинный художественный талант и высокое мастерство с необходимыми знаниями и богатой эрудицией. Создание ВЩМ РС(Я) не имеет аналогов в мировой практике специального музыкального образования. Оно продиктовано трудной и противоречивой ситуацией, которая сложилась в подготовке деятелей музыкального искусства республики. Последнюю сдерживают типичная незаинтересованность учебных заведений различных регионов бывшего СССР в раскрытии глубоко скрытых подчас дарований абитуриентов, направленных из других республик, переход в условиях рынка на платное обучение, что грозит превратиться в слишком дорогое предприятие и, следовательно, может лишить целое поколение талантливой якутской молодежи возможности получить хорошее образование, отсутствие серьезной начальной подготовки, что ведет к вынужденному "переучиванию" на последующих стадиях учения -- эти и другие характерные противоречии и трудности призвано устранять новое учебное заведение. Создание ВМШ РС(Я) открывает возможность кардинальною повышен* качественного уровня всех остальных элементов системы музыкального искусства музыкального образования республики. Станет возможным требовать и добиваться резко; повышения качества обучения в многочисленных музыкальных школах. Откроете перспектива организации ряда вузовских структур (факультетов, кафедр, классов) на ба: музыкального училища и постепенного превращения его в высшее учебное заседание готовящее специалистов более массовой) применения для широкой работы по музыкально - эстетическому воспитанию и образованию подрастающих поколений народов республик Аналогичным образом в Колледж культуры и искусства придут музыканты, которые сумеют гораздо лучше готовить в массовом порядке специалистов по якутской музыкально - фольклорной традиции с повышенным средним, а со временем и с высшим образованием. Организационные и педагогические основы создания Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) ВШМ РС(Я) создается под эгидой Президента и Правительства республик Министерством культуры РС(Я) при содействии Министерства культуры Российской Федерации на основании федерального и республиканского Законов об образовании. ВШМ РС(Я), в соответствии с мировой практикой высшего образования, являете полностью самостоятельным образовательным учреждением. Обучение начинается первого класса школы и завершается ассистентурой - стажировкой - общепринятой отечественных музыкальных вузах формой достижения наивысшего уровня образования мастерства. Подготовка специалистов в ВШМ РС(Я) организуется преемственно и имеет следующую структуру: 1. Начальное образование (основная специальная музыкальная школа) I - IX классы (9 лет) 6-14 лет. 2. Среднее образование (средняя специальная музыкальная школа) X - XI классы (2 года) 15-16 лет Выдается диплом о среднем специальном музыкальном образовании. 3. Базовое высшее образование - I - IV курсы (4 года) 17 - 20 лет По окончании выдается диплом о базовом высшем образовании и присваивается академическая степень бакалавра искусств в определенной области музыки. 4. Полное высшее образование. V (VI) курсы (1-2 года) 21 - 22 года По окончании выдается диплом о полном высшем музыкальном образовании и присваивается вторая академическая степень магистра искусств в определенной области музыки. 5. Ассистентура - стажировка (Ме18[ег5сЬи1е) 2 года; 23 - 24 года; По окончании выдается свидетельство, подтверждающее самый высокий уровень специального образования, и профессиональной подготовки и предоставляющее право широкой концертной деятельности, преподавания в колледжах, вузах и т.д. Данная структура в целом рассчитана на 18 лет, что экономит два года по сравнению с существующей практикой подготовки музыкантов высшей квалификации (так называемой системой "школа - училище - консерватория"). Вместе с тем указанные сроки и возрастные границы обучения в ВШМ РС(Я) являются условными. В основу подготовки специалистов-музыкантов здесь положен принцип сугубо индивидуальной работы с учащимися, студентами и ассистентами-стажерами.. В силу этого реальные сроки учения и возраст перехода с одной ступени на другую могут варьироваться в достаточно широких пределах. Этому будет способствовать и возможность сдачи экзаменов по отдельным дисциплинам экстерном. Критериями в таком случае будут реальное мастерство, профессиональные знания и навыки, отвечающие всем требованиям действующих в Российской Федерации образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов с высшим музыкальным образованием. Такой подход, с одной стороны, соответствует исторической и современной мировой практике воспитания артистов, обладающих исключительным музыкальным дарованием. С другой, позволяет более рационально использовать средства, выделяемые на эти цели государством. Учитывая специфику жизни и занятий в поселке, состоящем из отдельно расположенных учебных, жилых и обслуживающих помещений (коттеджей), целесообразно в ВШМ РС(Я) пересмотреть традиционную структуру учебного года: занятия вести с марта по ноябрь включительно с непродолжительными каникулами в течение этого периода. А главные каникулы отнести на самое холодное и темное в Саха Сирэ время года - декабрь, январь, февраль. Такие изменения продиктованы многими обстоятельствами. Поскольку по самым разным поводам детям нужно будет передвигаться по поселку, учителям и воспитателям придется строго следить за тем, чтобы они всегда выходили хорошо одетыми. Вместе с тем в самое холодное зимнее время трудно будет избежать обычного для этого периода увеличения заболеваемости школьников. Это, а также многочисленные актированные дни будут дезорганизующе воздействовать на учебный процесс и самостоятельную работу учащихся, значительно усложнят условия жизнеобеспечения всего коллектива воспитанников, педагогов, сотрудников. Настоящая концепция ВШМ РС(Я) предусматривает следующую структуру учебного года: Первая четверть — с 1 марта до 25 апреля (56 дней, 8 учебных недель). Каникулы с 26 апреля по 2 мая (7 дней, 1 неделя). Празднование Дня Конституции Республики Саха (Якутия). Вторая четверть - с 3 мая по 20 июня (48 дней, 7 недель). Каникулы с 21 июня по 4 июля. Национальный праздник Ысыах. Третья четверть - с 5 июля по 14 сентября (71 день, 10 недель). Каникулы с 15 сентября по 21 сентября (7 дней, 1 неделя). Осенний новый год. Четвертая четверть - с 22 сентября по 30 ноября (70 дней, 10 недель). Продолжительные каникулы с 1 декабря по 28/29 февраля (90/91 день, 13 недель), определяемые климатическими факторами. Вместе с тем, предложенное здесь кардинальное изменение регламента учебного и каникулярного времени не отменяет полностью учение воспитанников в зимние месяцы, когда их сверстники «сидят за партой». Меняются лишь формы занятий. Освоение же профессионального мастерства и знаний для высокоодаренных музыкантов должно быть непрерывным на основе воспитанной у них потребности постоянного самосовершенствования. Отдельные группы учащихся (главным образом, школьники) вместе с педагогами выедут в другие регионы, где на зимних оздоровительных базах будут совмещать занятия с отдыхом. Старшеклассники, студенты и ассистенты-стажеры по потребности смогут дополнительно прослушать спецкурсы или пройти краткую стажировку у крупных специалистов ведущих музыкальных вузов России и других стран. Иные же воспитанники при наличии необходимых условий проведут каникулы в кругу семьи, усиленно занимаясь самосовершенствованием на основе полученных заданий. А это будет способствовать развитию у них самостоятельности и чувства ответственности. Деятельность ВШМ РС(Я), ориентированная на достижение современного уровня музыкально-исполнительского искусства, на подготовку одаренных молодых музыкантов к вхождению в систему международных музыкальных конкурсов, фестивалей, праздников и пр., должна также иметь собственное национальное лицо. Поэтому здесь целесообразно совместить обучение на европейских классических музыкальных инструментах (смычковых, духовых, клавишных) с изучением традиционных национальных инструментов Северной Азии (хомус, чатхан, санктвылкан, топшуур. иги ч, торой и др.). В ВШМ РС(Я) обучение организуется по следующим факультетам и специальностям: 1. Факультет смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель). 2. Факультет духовых и ударных инструментов (деревянные: флейта, гобой, кларнет, фагот; медные: валторна, труба, тромбон). 3. Факультет клавишных инструментов (фортепиано, клавесин, в будущем - орган). 4. Факультет этнической музыки со спецклассами по музыкальным инструментам народов Северной Азии: саха (якутов), одулов и вадулов (юкагиров), эвенов и эвенков(тунгусов), луораветланов (чукчей), а также бурят, тувинцев, хакасов, алтайцев, хантов, манси, нганасан, ненцев, инуитои (эскимосов), нымыланов, чаучува (коряков) и др. Создание в ВШМ РС(Я) -- впервые в мировой практике -- подобного уникального учебного подразделения, в котором будут воспитываться музыканты-виртуозы, в совершенстве владеющие национальными инструментами и являющиеся одновременно высокообразованными специалистами по этнической музыке всех народов Северной Азии, может иметь планетарное значение и привлечь особое внимание ЮНЕСКО. Подготовка необходимых республике специалистов с высшим образованием - дирижеров хора, вокалистов, исполнителей на русских народных инструментах, музыковедов может быть уже в настоящее время организована на месте путем создания, как уже говорилось, отдельных вузовских структур на базе музыкального училища, обладающего для этого превосходной материальной базой и достаточным педагогическим составом. (Подобный опыт апробирован в последние годы в ряде музыкальных училищ России). Это -три училища в Москве, в частности училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, учебные заведения Магнитогорска, Челябинска, Улан-Удэ). Поселок, в котором создается ВШМ РС(Я), образующие его здания и коттеджи не позволяют организовать тут систему хореографического образования (это осуществляется на базе Театра оперы и балета и музыкального училища), подготовку вокалистов, профессиональное обучение которых обычно начинается не ранее 16 - 18 лет (для этого целесообразно в дополнение к музыкальному училищу создать Студию при театре оперы и балета). Наконец, поселок как постоянное место учения неудобен и для художников, которым нужны особо просторные помещения для занятий и выставочные залы. Предлагаемая структура ВШМ РС(Я) - названные факультеты и входящие в их состав мастер-классы отвечают как наиболее распространенной во всем мире практике исполнительства на классических музыкальных инструментах, так и национальным интересам народов Саха Сирэ. Профессорско-преподавательский состав ВШМ РС(Я) организуется по иерархическому принципу. Во главе факультета стоит профессор - признанный музыкант, крупный исполнитель и педагог, приглашенный по контракту из ведущих музыкальных академий и консерваторий России, СНГ и зарубежных стран. Профессор работает вахтовым методом по 2 - 3 недели в каждой учебной четверти. Таких профессоров в ВШМ будет 3-4 (по числу факультетов). Профессор подбирает педагоов своего факультета - доцентов-руководителей мастер-классов (скрипки, флейты, фортепиано, хомуса и т. д.), ассистентов, воспитателей. Ведет набор учащихся. Без его ведома никто не может быть зачислен или отчислен. Профессор отвечает за деятельность факультета в целом и ее результаты. Совместно с доцентами он разрабатывает и осуществляет учебные программы, отвечает за их выполнение. Доценты, руководители отдельных мастер-классов и педагоги специальных дисциплин - приглашаемые по контракту из музыкальных вузов России и СНГ высококвалифицированные специалисты, обладающие большим опытом педагогической работы во всех звеньях музыкального образования и известные в России благодаря ее результатам (победам учеников на музыкальных конкурсах, поступлением их в столичные вузы и пр.). Доценты являются основной, непрерывно действующей силой учебного процесса. Общее число доцентов, работающих в ВШМ, примерно 12 -15 человек. Ассистенты, подбираемые из числа молодых талантливых музыкантов республики, недавно получивших высшее образование в различных вузах России и СНГ, а также из числа ассистентов-стажеров и студентов старших курсов ВШМ, готовящихся к получению магистерской степени, проводят необходимые дополнительные занятия, контролируют и направляют повседневные самостоятельные занятия воспитанников, оказывают помощь в их разностороннем художественном воспитании и творческом развитии. В зимнее каникулярное время они, наряду с доцентами, выезжают с воспитанниками для продолжения занятий, участвуют в организации музыкальных соревнований, фестивалей и праздников музыки. Общее число ассистентов - примерно 20. Педагоги других дисциплин, преподаваемых в ВШМ РС(Я) - специальных (музыкальная литература и история музыки, в том числе история музыкальной культуры народов Саха Сирэ, сольфеджио, гармония и полифония, анализ музыкальных произведений, композиция, хор и пр.), общехудожественных (ритмика, хореография, изобразительное искусство, театр), гуманитарных (история Отечества, в том числе Республики Саха, и зарубежных стран, история литературы, театра, изобразительного искусства, всеобщая история искусств, философия и эстетика, пр.) и естественно-научных дисциплин (целостная картина мира, математика, информатика и др.) подбираются из числа местных специалистов и работают по контракту на должностях доцентов, старших преподавателей и преподавателей. Воспитатели отдельных групп учащихся ВШМ РС(Я) являются организаторами игр, развлечений, досуга детей. Они наблюдают за их самостоятельными занятиями, помогают им, следят за порядком в коттеджах и пр. Воспитатели подбираются из числа местных специалистов, закончивших Якутское музыкальное училище (или колледж) и обладающих выраженными педагогическими наклонностями. Общее число воспитателей - 20 - 25. Контингент воспитанников ВШМ -- учащихся, студентов и ассистентов-стажеров набирается на все ступени обучения одновременно. Действует многоступенчатая процедура отбора -- от подготовительных (развивающих) занятий с детьми 3-6 лет, организуемых на базе наиболее профессионально действующих музыкальных школ республики, до завершающего вступительного испытания, проводимого авторитетной комиссией под руководством профессора. Набор в ВМШ РС(Я) на основную школьную ступень обучения проводится в течении всего года, во все классы (с 1 по 9) в зависимости от результатов систематического поиска в республике музыкально одаренных детей, отбора талантливых и профессионально подготовленных учащихся на школьной стадии - 32 чел. (по 8 чел. на одного профессора). Аналогичным образом проводится в первые годы набор на следующую ступень — среднего образования. Наряду с предпочтением преемственного обучения, т.е. переводом в 10 класс выпускников основной школьной ступени, возможен прием одаренных и хорошо подготовленных учащихся из числа воспитанников специальных музыкальных школ, училищ колледжей, обучающихся в разных местах по направлению Республики Саха (Якутия) и других национально-территориальных образований Северной Азии. Число учащихся - 20 человек. На первую (базовую) ступень высшего образования, помимо воспитанников предшествующих ступеней ВШМ, принимаются выпускники музыкальных училищ, а также студенты консерваторий, институтов искусств (в исключительных случаях — институтов культуры), изъявившие желание завершить свое образование в ВШМ и отвечающие ее профессиональным требованиям. На вторую (полную) ступень высшего музыкального образования принимаются молодые музыканты, имеющие базовое высшее образование и получившие академическую степень бакалавра искусств. Число студентов на вузовских стадиях обучения — 25-30 чел. Комплектование ассистентуры-стажировки осуществляется в индивидуальном порядке по мере появления достойных кандидатов. Примерное их число - 8 - 10 чел. Важнейшее место в концепции ВШМ принадлежит разностороннему обеспечению ее полнокровной деятельности -- финансово-экономическому, материально-техническому, научно-методическому и пр. Одаренная творческая молодежь, учение которой направлено па строительство новой культуры Саха Сирэ, не должна испытывать трудностей и лишений переходного периода. Обеспечение жизни и учебной деятельности тут нужно строил, по нормам современной цивилизации, культуры, образования. В частности, молодым музыкантам надо предоставить возможность пользоваться принадлежащими школе музыкальными инструментами (клавишными, струнными, духовыми) самого высокого качества. Следует уделять большое внимание научно-методическому обеспечению учебного процесса, в котором важно аккумулировать процесса, в котором важно аккумулировать музыкальной психологией и педагогикой, апробировано передовой практикой. Будущим деятелям музыкального искусства республики надо дать возможность регулярного общения с культурой и искусством разных стран и народов. В поселке ВШМ летом, когда учебный процесс будет в разгаре, надо проводить международные фестивали, конкурсы молодых музыкантов, педагогические симпозиумы и семинары. На них будет происходить подлинный диалог культур, который в большой мере станет стимулятором развития художественно-творческой жизни республики. Следовательно, воспитанники ВШМ должны с первых лет учения овладевать несколькими языками. Прежде всего - в совершенстве знать якутский и русский языки, учиться свободно говорить на европейских языках (одном-двух), знакомиться с языками народов Азии. Таковы основные положения концепции Высшей школы музыки РС(Я), последовательная реализация которых направлена на создание в комплексе многообразных возможностей интенсивного приобщения пародов Саха Сирэ к музыкальной культуре путем целенаправленной подготовки нового поколения специалистов-музыкантов, органично сочетающих глубокое постижение национальных культурно-художественных традиций с овладением высоким уровнем деятельности в русле развития мирового музыкального искусства. К концепции приложены: 1.Образовательно-профессиональная программа подготовки специалистов в ВШМ РС(Я) по специальному и гуманитарному циклам (по начальному, среднему, базовому и полному высшему музыкальному образованию). 2.Смета расходов на содержание Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) на 1993-94 учебный год. 3.Штатное расписание на 1993-94 учебный год. 4.Примерный расчет хозяйственных расходов на 1993-94 учебный год. 5.Материалы о строительстве и оборудовании "канадской деревни" (сводка затрат и др.). 6.Примерный контингент обучающихся в 1993-94 учебном году. 7.Примерная смета средств па приобретение музыкальных инструментов 8.Перечень необходимого спецтранспорта. 9.Расчет расходов на приобретение мягкого инвентаря и постельных принадлежностей. Образовательно-профессиональная программа полного высшего музыкального образования (по специальному и гуманитарному циклам) 1.Класс высшего исполнительского мастерства 2. Дополнительный инструмент 3. Ансамбль 4.Оркестр 5.Концертмейстерский класс (для пианистов) 6.Сольфеджио 7.История музыкально-теоретических систем 8.История музыкальных культур народов мира 9.Музыкальная этнография 10.Всеобщая история искусств 11.Эстетика (в том числе музыкальная эстетика) 12.Информатика 13Анлийский язык 14.Дополнительный иностранный язык Образовательно - профессиональная программа ВШМ по социально-экономическое гуманитарному циклам соответствует Госстандарту, утвержденному Комитетом высшей; школы РФ.